Телескоп VLT обнаружил формирующуюся гигантскую экзопланету

28.02.2013   хроника

Телескоп VLT обнаружил в звездной системе HD 100546, расположенной в созвездии Дракона на расстоянии в 336 световых лет от Земли, крупную экзопланету, процесс формирования которой еще не завершился, что позволит ученым изучить процесс "рождения" новых планет, говорится в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

"До настоящего времени, мы изучали то, как формируются планеты, в основном с помощью моделирования и симуляций. Если открытый нами объект действительно является формирующейся планетой, то тогда астрономы впервые смогут проследить за тем, как рождаются планеты и что происходит в "утробе" звездной системы на ранних этапах ее формирования", — заявил Саша Кванц (Sascha Quanz) из Высшей технической школы Швейцарии в Цюрихе.

Кванц и его коллеги обнаружили формирующуюся планету в созвездии Дракона, наблюдая за звездной системой HD 100546 при помощи инфракрасной камеры в составе телескопа VLT, высокая чувствительность которой позволяет получить высококачественные снимки протопланетного диска, "подсвеченного" тепловым излучением светила.

Как отмечают исследователи, данная система, формирование которой еще продолжается, уже привлекала внимание ученых — в ней существует крупная планета, которая предположительно относится к классу "горячих юпитеров". Изучив снимки, полученные телескопом VLT, авторы статьи поняли, что в системе существует как минимум еще одна планета, расположенная на самом дальнем краю протопланетного диска.

Эта предположительная планета в 20 раз тяжелее Юпитера и удалена на 68 астрономических единиц (средних расстояний от Солнца до Земли) от светила. Проанализировав характер движения объекта и плотность газопылевого диска по краям его орбиты, ученые поняли, что эта планета продолжает "стягивать" на себя его материю. Данный факт позволяет говорить о возможности изучить то, как формируются планеты, на примере HD 100546. Новые телескопы, в том числе космическая обсерватория "Джеймс Уэбб" и радиотелескоп ALMA, помогут реализовать эту задачу, заключают авторы статьи. (РИА Новости)