Проблема питьевой воды в Азербайджане наиболее наболевшая после Нагорного Карабаха

В беседе с "Эхо" известный азербайджанский ученый Азиз Абдулазиз заявил, что нехватка водных ресурсов - проблема политическая

19.11.2011   общество

Д.АЛИЗАДЕ

22 марта 2005 года мировое сообщество отмечало Всемирный день воды, как начало десятилетия под эгидой "Вода для жизни".

В номере газеты "Эхо" от 26 августа 2011 года была опубликована статья "Официальный Ереван призывает к водному террору". В продолжение этой темы предлагаем читателям беседу с группой ученых о насущных вопросах использования питьевой воды.

Известный ученый Азербайджанской Республики Азиз Самандар оглу Абдулазиз считает, что проблема питьевой воды в стране является сегодня наиболее наболевшей после проблемы Нагорного Карабаха.

Судьба сложилась так, что А.Абдулазиз - академик Международной экоэнергетической академии, доктор философии трудовую деятельность начал в Йеменской Арабской Республике по линии Главзарубежводстроя СССР. И впервые там воочию увидел проблемы с водой. И сегодня уже ученый и публицист А.Абдулазиз, собрав вокруг себя ученых и специалистов высочайшего уровня, начал заниматься, пока еще на общественных началах, поиском путей решения очень острой, на его взгляд, второй по значимости после карабахского конфликта проблемой воды - вначале в своем родном городе Баку, а затем и по всей республике.

"Проблема питьевой воды - это проблема жизнестойкости государства, и не только касательно Азербайджана, но и многих других стран", - говорит А.Абдулазиз.

В последнее время мы все чаще стали задумываться, а какую воду мы пьем? Из водопроводного крана, бутилированную или родниковую?

Несмотря на то, что водопроводная вода соответствует санитарным нормам, она далеко не чистая. Не каждый, согласитесь, добровольно рискнет глотнуть прямо из-под крана воду.

Хлорированная вода из-под крана опасна для здоровья. Хотя хлор и уничтожает много опасных микробов, однако он является одной из причин возникновения атеросклероза. Соединяясь с присутствующими в воде органическими веществами, хлор образует канцерогенные вещества, и ни много ни мало - диоксин - боевое отравляющее вещество, которое американские войска использовали во Вьетнаме в 70-х годах прошлого века.

Дистиллированная, или очищенная до состояния дистиллированной вода также вредна для здоровья. В результате специальных методов очистки из нее удаляется все - не только вредные бактерии, но и полезные микроэлементы- и она становится практически "пустой" и бесполезной. Если же ее пить длительное время, то произойдет резкая потеря минеральных солей организмом, что приведет, например, к сбоям в работе сердечно-сосудистой и костной систем, станет причиной преждевременного старения организма.

Использование родниковой воды - тоже не панацея. Качество ее практически не подлежит контролю, особенно ухудшаясь в период таяния снегов. В такой воде при лабораторном анализе обнаруживаются пестициды, фосфаты, тяжелые металлы. Очень высока загрязненность нитратами, их концентрация в среднем в 2-10 раз превышает допустимую для питьевой воды норму. Поэтому правительства многих стран вкладывают немалые средства для решения вопросов водообеспечения.

В качестве примера ученый говорит о государствах Европы - Германии, Нидерландах, Дании, которые покупают питьевую воду из Швеции, а Саудовская Аравия и Сингапур танкерами приобретают ее из Малайзии и др.

А.Абдулазиз отметил, что сегодня каждый день на планете Земля по данным ООН, 5 тысяч человек погибают от нехватки питьевой воды, свыше 500 миллионов человек, по причине употребления некачественной питьевой воды страдают от различных инфекционных заболеваний. В целом же почти 10% болезней в мире можно избежать с помощью улучшения водоснабжения, очистки воды, гигиены и эффективного управления водными ресурсами. "По данным ООН, человечество ежегодно использует 4 тысячи кубометров питьевой воды, то есть на каждого жителя планеты приходится 588,2 кубометра, или 1611 литров в год. Хотя для удовлетворения физических потребностей человеку достаточно 2,5 литра в день, или 912,5 литра в год. Вода в основном используется в сельском хозяйстве для орошения -69%, в промышленности -23%, в быту- 6%",- сообщил ученый.

Кроме того, как отметил А.Абдулазиз, по подсчетам ученых, запасы воды на планете составляют 1,4 млрд. куб.км. Из них питьевая вода составляет всего 2,5%, а из этого количества всего 0,3% - пригодная для питья вода.

Между тем А.Абдулазиз сообщил, что согласно опубликованному недавно исследованию, системы пресной воды во всем мире настолько деградируют, утрачивая возможность снабжать людей, животных и растительный мир, что если такая тенденция сохранится и далее, это может привести к резкому сокращению населения планеты и вымиранию большого количества животных. Ситуация складывается угрожающая, поскольку человечество потребляет больше пресной воды, чем Земля может дать. Темпы роста потребления воды более чем в 2 раза превышают темпы роста населения планеты.

"По официальным данным ООН, если в 2000 году дефицит воды в мире, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивался в 230 млрд.куб.м в год, то к 2025 году этот показатель может увеличиться до 1,3-2,0 трлн.куб.м в год. Рост потребления пресной воды, вызванный, в частности, демографическим ростом и мобильностью населения, новыми потребностями и возросшими энергетическими запросами, в сочетании с ощутимыми последствиями изменения климата, ведет к растущей нехватке водных ресурсов. Каждые три года Всемирная программа ООН по оценке водных ресурсов (WWAP) публикует Всемирный доклад ООН, представляющий самую полную оценку состояния пресноводных ресурсов в мире. В ходе работы Пятого Всемирного водного форума, проходившего в Стамбуле в марте 2009 года, в последнем третьем докладе подчеркивается, что многие страны уже достигли предельных возможностей водоиспользования. Положение ухудшается и вследствие климатических изменений. На горизонте уже намечаются контуры конкурентной борьбы за воду и между странами, и между городом и деревней, и между разными отраслями деятельности. Все это в скором будущем превратит проблему нехватки водных ресурсов в проблему политическую", - сказал ученый.

Он отметил, что, по мнению ученых, если за последние 100 лет произошли две мировые войны за овладение территориями, то третья мировая война, возможно, произойдет за овладение источниками питьевой воды.

Высказываясь по этому поводу, А.Абдулазиз отметил, что хоть оно звучит очень пессимистично, однако мнение отражает реальность. "Если сегодня литр воды продается за цену нефти, более 1 миллиарда людей страдают из-за нехватки воды, а самое главное, положение из года в год ухудшается, то нетрудно представить горькую реальность завтрашнего дня. К моему глубокому сожалению, сегодня и в нашей стране сложилось трудное положение с использованием питьевой воды. Отсутствие комплексной государственной программы, слабая координация деятельности соответствующих государственных организаций может привести к неминуемой катастрофе", - говорит А.Абдулазиз.

Впрочем, говоря о главном упущении в проблеме пресной воды в Азербайджане, ученый отметил, что это прежде всего загрязнение воды. "Это касается и транснациональных рек Куры, Араза, Самура и Ганыха (Алазани) большого количества мелких рек, формирующихся на территории Азербайджана. В главных водных артериях республики - Куре и Аразе - загрязнение вод достигло критического уровня и нависла угроза живому миру не только приречных районов, но и Каспийского моря. Есть угроза уничтожения экосистемы бассейна реки Куры", - предупреждает ученый.

Говорят, что вода имеет прекрасное свойство самоочищения. Кроме того, существует поговорка еще о том, что вода не берет нечистоты.

На вопрос, так ли это, А.Абдулазиз ответил, что обе поговорки верны частично. Известно, что в сточных или стоячих водах очищение происходит в основном за счет охлаждения механических примесей и под действием гравитационных сил и аэрации. Однако ряд химических и микробиологических примесей остается в составе воды долгое время во взвешенном и коагулированном состоянии и создает угрозу для жизни.

Впрочем, ученый отметил, что проблемами воды занимаются несколько государственных ведомств, а также ряд академических и отраслевых научно-исследовательских институтов.

Возникает резонный вопрос: тогда почему в отрасли сложилась такая напряженная ситуация и чем это чревато?

"Здесь нет ничего удивительного, коль существуют разнопрофильные ведомства со своими "водными интересами", раздробление проблемы можно считать естественным. Действительно, различные ведомства и организации по таким направлениям водных проблем, как гидрология, изучение ресурсов и баланс вод, гидрогеология, обслуживание водохранилищ и каналов, мелиорация, водоснабжение населения, утилизация сточных вод и другие, действовали самостоятельно, порою со взаимоисключающими тенденциями, и мало кто задумывался об их объединении под единой крышей", - говорит А.Абдулазиз.

Он считает, что для решения "проблемы вод" необходимо создать единое государственное ведомство со всеми полномочиями. "Проблемы воды в республике настолько запущены, что ее сразу, с созданием конкретного государственного органа не решишь. На наш взгляд, это проблема номер один. С привлечением ведущих специалистов республики должна быть разработана концепция и соответствующая государственная программа по проблемам воды", - предлагает ученый.

Однако здесь вновь возникает проблема: предположим, что было создано соответствующее ведомство или министерство. Его сфера влияния будет охватывать территорию страны. А как же с соседними государствами, на территории которых формируется 2/3 водных ресурсов Азербайджана?

А.Абдулазиз считает эту проблему не из легких и полагает, что одним из направлений деятельности ведомства будет "международная водная проблема". "Думается, что с Грузией, нашим дружественным соседом, мы найдем общий язык. С Арменией, явно ставшей на путь терроризма, надо "разговаривать" антитеррористическим, цивильным языком. Для этого надо привлекать внимание международной общественности путем проведения соответствующих симпозиумов и конференций, в том числе по охране Каспийского водоема, распространения за рубежом конкретных данных по исследованию водных террористических действий Армении, обращения к международным природоохранным институтам и, наконец, Международному суду".

А.Абдулазиз с сожалением отметил, что "водное просвещение" широкого круга населения страны, в целом, низкое. А отсутствие канализации и водоочистных сооружений многих населенных пунктов страны- лишнее свидетельство тому. Ученый привел и другой пример непросвещенности и бесхозяйственности - нередко хозяин частного дома или дачи на долгое время или даже сутки оставляет открытыми краны питьевой воды, расточительно используя питьевую воду для технических нужд, таких, как мойка автомобилей, ковров, а также поливки приусадебных участков. При этом не подозревая, что своими действиями он ускоряет развитие оползневых явлений, подъем уровня грунтовых вод и затопление всего участка.

Так, по словам А.Абдулазиза, происходило в поселках Забрат, Бузовны, Пиршаги и др. В этом вопросе, по его мнению, очень важна организация частных выступлений по радио и телевидению, в СМИ ведущих ученых и специалистов с соответствующими разъяснениями.

Между тем в контексте водной проблемы в беседе с "Эхо" ученый-геофизик Шахвелед Кочарли, большую часть научной жизни посвятивший оползням, подчеркнул, что проблема оползней является наиболее актуальной для жизнестойкости городов. "Причины этого страшного явления природы в столице - это крутые склоны в рельефе, наличие глин или пластичных масс в разрезе, активный водообмен. Интригующими факторами могут являться активизация геодинамических процессов, к примеру, землетрясений и слишком большая загрузка территории зданиями и сооружениями. Как видно, некоторые из этих причин даны природой, а избыток воды и загрузку территории создаем мы сами, зная или не зная его последствия", - говорит Ш.Кочарли.

Отвечая на вопрос, откуда же источник воды, ведь Абшеронский полуостров, Баку характеризуются минимальным количеством атмосферных осадков, что составляет менее 220 мм в год, ученый отметил, что озеро Ганлыгель и другие водоемы, возможные утечки воды из водохранилищ в верхней части города, сточные и канализационные воды поселка Ясамал, утечки из сети водоснабжения города и, конечно же, атмосферные осадки.

Можно ли предотвратить оползни в Баку? Ш.Кочарли говорит, что, учитывая психологию нашего населения, очень трудно, но возможно. "Например, в Швеции, Японии и других странах, где оползневые явления широко распространены, для уменьшения нагрузки на оползневую глинистую тощу верхние слои грунта вывозятся с территории. У нас же, зная или не зная этого, в столице верхнюю нагорную часть города, самую оползневую зону, усиленно нагружают новыми застройками".

По словам Ш.Кочарли, заявления отдельных высокопоставленных чиновников, типа "трещины залечиваются глинистым раствором", "сажаются деревья" и др., рассчитаны на обывателя, к природе образования и предотвращения оползней никакого отношения не имеют. "Должен признать, что Баку болен болезнью оползней, его надо лечить со знанием дела и обязательно на научной основе", - сказал ученый. Ш.Кочарли сообщил, что имеются кардинальные предложения по предотвращению оползней в Баку. Об этом неоднократно говорилось с трибун различных научных форумов, писалось на страницах прессы, но, к сожалению, на них никто не обращает внимания. "Думаю, что на этот счет должна быть разработана государственная программа", - заключил Ш.Кочарли.

Между тем в беседе с "Эхо" член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, неоднократно участвовавший в всемирных конгрессах по проблемам питьевой воды Рамиз Мамедов отметил, что наша страна по сравнению с другими республиками Южного Кавказа не богата водными ресурсами. "В частности в Грузии запас воды на душу населения в 7,8 раза, а в Армении - соответственно, в 5,2 раза превышает аналогичный показатель Азербайджана. По оценке Института мировых ресурсов за последний год, самыми необеспеченными водой странами мира были 13 государств, среди которых 4 республики бывшего СССР-Туркменистан, Молдова, Узбекистан и Азербайджан. Однако это не означает, что воды в Азербайджане нет. К этой проблеме необходим рациональный подход", - сказал Р.Мамедов.

В завершении беседы А.Абдулазиз счел нужным еще раз отметить, что для кардинального улучшения сложившейся ситуации и серьезных подвижек в решении водной проблемы страны необходимо создание единого ведомства по регулированию водных ресурсов с передачей ей ответственности за управление запасами воды, а также источниками финансирования соответствующих сооружений и оборудования, дальнейшей разработки национальной водной стратегии с учетом потребностей в водных ресурсах экономики, социальной сферы и окружающей среды, внесения соответствующих изменений в существующее законодательство.

19.11.2011   общество