Каменные шары

Неразгаданная загадка "мячей, в которые играли боги"

12.11.2011   за горизонтом

О.БУЛАНОВА
  Каменные шары

Древние цивилизации, когда-то существовавшие на нашей планете, оставили нам много загадок. Чаще всего это необъясненные академической наукой артефакты, изготовленные либо с применением неизвестных сейчас технологий, либо предметы, являющиеся явным анахронизмом для своего времени, либо предметы, назначение которых не позволяет разгадать никакая, даже самая буйная фантазия ученых, писателей или исследователей. К последним относятся и каменные шары, во множестве находимые на территории Южной Америки.

Считается, что впервые каменные шары попали в руки исследователей в 40-х годах прошлого столетия. Именно тогда в буйных тропических зарослях Коста-Рики было сделано интересное открытие. Рабочие американской фирмы "Юнайтед Фрут компани", вырубавшие густые заросли тропических джунглей, чтобы подготовить пространство под будущие банановые плантации, неожиданно наткнулись на гигантские каменные предметы правильной шаровидной формы. Самые большие из этих предметов достигали трех метров в диаметре и весили по предварительным подсчетам около шестнадцати тонн. А самые маленькие "шарики" были размером не больше детского мячика и имели в диаметре всего десять сантиметров. Найденные шары располагались совершенно по-разному: лежали поодиночке или группами от трех до пятидесяти-шестидесяти штук, иногда образуя некие геометрические фигуры. Тогда эта находка практически осталась без пристального внимания ученых, ведь американскую фирму заботила только возможность прибрать к рукам фруктовый рынок страны "третьего мира". Сведения о находке просочились в печать, но никаких серьезных экспедиций в Коста-Рику отправлено не было, если не считать исследований Дорис З.Стоун непосредственно при обнаружении рабочими "Юнайтед Фрут компании" этих шаров. Это было первое научное исследование, и его результаты были опубликованы в 1943 году в "American Antiquity", ведущем академическом журнале по археологии в Соединенных Штатах. В этом же журнале было отмечено, что самые первые упоминания о загадочных каменных шарах оставили испанские конкистадоры.

К шарам из Коста-Рики вернулись лишь через пять лет, в 1948 году. Основные полевые работы по исследованию шаров провел Сэмюель Лотроп, штатный археолог Музея археологии и этнографии Пибоди Гарвардского университета. Но окончательное сообщение о результатах его исследований было напечатано журналом "Музей" лишь в 1963 году. Оно довольно обширно, содержит карты участков, где были найдены шары, детальные описания глиняной посуды и металлических объектов, найденных рядом с шарами, а также большое количество фотографий и рисунков, сделанных в местах находок, данных измерений диаметра шаров, их взаимного расположения и данных стратиграфии - метода, который позволяет датировать объекты исходя из возраста культурных останков, найденных в данном историческом слое.

Время показало, что эта находка не осталась единичной. В 1967 году некий инженер и "по совместительству" любитель истории и археологии, работавший в Мексике на серебряных рудниках, сообщил американским ученым, что обнаружил в шахтах такие же шары, как в Коста-Рике, но несравнимо более крупных размеров. Исследователи-энтузиасты отправились в Мексику изучать находку, но никаких серьезных выводов предложено не было. Спустя еще некоторое время в Гватемале на плато Аква-Бланка вблизи поселка Гвадалахара на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря археологическая экспедиция, направленная туда изучать древние цивилизации, нашла еще сотни подобных каменных шаров разных размеров, располагавшихся так же, как в Коста-Рике, самым причудливым образом.

Потом подобные шары стали находить еще чаще. Они были найдены в Мексике близ города Аулалуко, в США около Лос-Аламоса и в штате Нью-Мексико, на побережье Новой Зеландии, а также в Бразилии, Египте, Румынии, Германии и даже в Кашкадарьинской области Казахстана и на Земле Франца Иосифа. Только в Коста-Рике найдено уже более трех тысяч каменных сфер. В последнее время появлялись сообщения, что подобные шары моряки Мурманского пароходства находили на побережье Северного Ледовитого океана, а также на побережье одного из островов Новой Зеландии.

На находки из Коста-Рики обратил внимание известный исследователь Эрих фон Дэникен, и с его легкой руки шары окрестили "мячами, в которые играли боги". Дэникен, конечно, был далек от мысли, что некие боги на самом деле играли в подобные мячики, просто его мышление было весьма своеобразным, а сравнения - очень образными. После того, как Дэникен обратил внимание на эти находки, ими всерьез заинтересовались и академические ученые. Некоторые геологи приписывали появление этих шаров чисто вулканической деятельности. Шар идеальной формы, по их мнению, может образоваться, если кристаллизация после остывания вулканической магмы происходит равномерно во все стороны. По словам ведущего научного сотрудника Центрального научно-исследовательского института геологии редкоземельных и цветных металлов кандидата геолого-минералогических наук Елены Матвеевой, шары могли выйти на поверхность в результате так называемой эксофолизации - выветривания, работающего в районах с большими суточными перепадами температур. Там же, где температура более стабильная, тоже находят похожие шарики, но уже под землей.

Эти объяснения звучали бы весьма убедительно, если бы во всех местах, где находят подобные шары, существовала вулканическая деятельность, а также на самом деле имелись бы большие перепады температур в течение суток. Однако чаще всего места, где найдены подобные шары, весьма "спокойны" в плане вулканической деятельности и климата. Более того, эти объяснения совершенно никого не могут убедить, когда речь идет о гранитных шарах. Гранитные шары ну никак не могли бы появиться вследствие эксофолизации. Необходимо учитывать и тот факт, что никакой вулкан не в состоянии расположить продукты своей "жизнедеятельности" в правильном геометрическом порядке. Так что объяснение феномена при помощи вулканической теории явно не состоятельно. Да, многие ученые соглашаются, что некоторые шары действительно имеют сугубо естественное происхождение, но шары из Коста-Рики никак не вписываются в рамки этой теории, поскольку имеют явные следы выравнивания и шлифовки!

В 1969 году было предпринято дополнительное исследование шаров из Коста-Рики. Оно было сделано археологом Мэтью Стирлингом, и результаты этого исследования были опубликованы на страницах "National Geographic" в том же году. Начиная с 1980 года, на участках с найденными каменными шарами проводились различные раскопки, которыми руководил археолог Роберт Дролет. Данные этих раскопок тоже получили широкое освещение в печати.

В конце 80-х - начале 90-х вспыхнул интерес к раскопкам Сэмюеля Лотропа 1948 года. В раскопы Лотропа вернулись историк и археологи Клод Баудез и его студенты из Парижского университета. Был предпринят более тщательный анализ обнаруженной рядом с шарами глиняной посуды и получена более точная датировка стратиграфических контекстов шаров. Результаты этого исследования были изданы в 1993 году на испанском языке, а через три года появилось обширное резюме и на английском. Примерно в это же время археолог Джон Хоупс провел полевые работы вокруг Голфито. Он подробно описал, сфотографировал и документально оформил самые восточные по расположению из известных экземпляров этих шаров.

Интерес к шарам был настолько высок, что в 90-х годах диссертацию по теме каменных шаров защитили несколько известных ученых.

Однако все вышеописанные экспедиции носили все-таки не систематизированный, а где-то даже случайный характер. Наиболее тщательным исследованием шаров после Лотропа стали полевые работы, предпринятые в 1990-1995 годах археологом Ифигенией Квинтаниллой под эгидой Национального музея Коста-Рики. Главным ее достижением стало то, что она смогла раскопать несколько шаров в их изначальном состоянии, потому что все остальные исследователи изучали только те шары, какие уже были найдены и лежали на поверхности. Эти исследования стали основой ее дипломной работы в Университете Барселоны.

Почему мы так подробно касаемся различных исследований, посвященных этим шарам? Потому что, в отличие от многих других артефактов типа черных камней Ики, хрустальных черепов и фигурок динозавров из знаменитой коллекции Джульсруда, различных артефактов из египетских гробниц типа "самолетиков", каменные шары из Коста-Рики и других мест учеными все-таки замечены, так или иначе изучаются, и ученый мир не закрывает глаза на их существование, как делает всегда, когда не может объяснить какие-то факты при помощи только лишь академической науки. И в этом случае можно констатировать тот факт, что археологи - в отличие от геологов - признают искусственное происхождение подобных шаров. Почти все шары сделаны из гранита или гранодиорита, твердой лавовой породы, обнажения которой располагаются в предгорьях предместий Таламанка. Обнаружены и несколько экземпляров шаров, сделанных из когуина, по своей структуре и происхождению подобного известняку, который образуется из ракушек и песка в береговых отложениях. Но когуин, в отличие от известняка, более твердый материал.

На сегодняшний день археологи не пришли к окончательному мнению, при помощи какой технологии были обработаны загадочные шары. Многие ученые склоняются к мнению, что шары были изготовлены посредством обработки округлых от природы валунов до идеально правильной сферической формы в ходе нескольких этапов. Как было выявлено в ходе исследований, гранодиорит, из которого сделано большинство шаров, еще хранит следы сильных перепадов температуры. Поэтому был сделан вывод, что на первом этапе валуны подвергались попеременно то сильному нагреву, то охлаждению, в результате чего внешняя поверхность валунов отслаивалась подобно слоям луковицы. Когда валуны приближались по форме к сфере, далее их обрабатывали каменными инструментами из материала, превосходящего по твердости тот, из которого сделаны шары, или хотя бы той же твердости. На финальной стадии шары помещались на некое основание и полировались до блеска. Со временем, под воздействием окружающей среды, полировка становилась уже не такой заметной, но ее следы явственно присутствуют на подавляющем большинстве найденных образцов.

Вокруг загадочных шаров в прессе в последнее время поднялась настоящая шумиха - читатель падок до жареных фактов и всяких таинственных вещей. Например, во многих сообщениях досужих журналистов можно прочитать, что эти шары обладают совершенной сферической формой с точностью до двух миллиметров. При диаметре в три метра эта точность кажется фантастической. На самом же деле для столь категоричных утверждений нет оснований. Дело в том, что никто и никогда не измерял эти шары с подобной степенью точности. Да это и невозможно в полевых условиях. Сэмюель Лотроп в своих заметках об этом писал так: "Чтобы измерить окружность, мы использовали два метода, ни один из которых не является полностью удовлетворительным. Когда большие шары были глубоко захоронены в земле, могло бы потребоваться несколько дней для рытья траншеи вокруг них. Следовательно, мы исследовали только верхнюю половину и затем измерили два или еще три диаметра при помощи ленты и отвеса. Измерения показали, что небольшие экземпляры, обычно диаметром от 2 до 3 футов (0,6-0,9 метров), имеют различия в диаметре 1 или 2 дюйма (2,5-5,1 сантиметра)". Те шары, которые были полностью вынуты из земли, Лотроп также измерял, используя отвес и прикладывая сантиметровую ленту по пяти разным окружностям. По этому поводу он пишет: "Очевидно, большие шары являлись изделиями самого высокого качества, и они были настолько почти совершенны, что измерения диаметров лентой и отвесом не показали никакой разницы. Поэтому мы измерили окружности по горизонтали и, насколько это было возможно, под углом 45 градусов к четырем основным точкам. Мы обычно не измеряли вертикальную окружность, поскольку большие шары были слишком тяжелы для передвижения. Эта процедура не была столь же легка, как это звучит, потому что несколько человек должны были держать ленту, и все измерения должны были быть проверены. Поскольку отличие в диаметрах было слишком маленькое, чтобы быть обнаруженным глазом даже с отвесом, диаметры были вычислены математически". Из этих записей следует, что различия "слишком маленькие, чтобы быть обнаруженными глазом", не могут быть переведены в заявление о точности "в пределах двух миллиметров". Кроме того, поверхность шаров из-за воздействия окружающей среды, в основном, выветривания и эрозии, не абсолютно гладкая и имеет неровности, явно превышающие два миллиметра по высоте. Кроме того, на некоторых шарах исследователи отмечали весьма существенные повреждения поверхности - сколы, выбоины и пр. Поэтому сегодня практически невозможно определить, насколько ровными могли быть поверхности сфер на момент изготовления. Но даже погрешность в 2,5-5,1 см говорит об очень большой точности работы древних мастеров, изготовлявших эти круглые каменные исполины.

Впрочем, практически абсолютная геометрическая правильность шаров - не самая большая их загадка. Самое главное - никто из современных ученых, исследователей и историков не может сейчас ответить на вопрос, для чего, собственно, изготавливались эти шары. Ко времени первых испанских завоеваний, когда шары впервые попали в поле зрения европейцев, их уже никто не изготавливал, и они оставались полностью забытыми, пока не были вновь открыты в 40-х годах прошлого века. Назначение этих шаров является жгучей загадкой, которая породила множество версий. Так, например, некоторые археологи считают, что шары располагались перед домами знатных людей в качестве символа их власти или тайного знания. Другие исследователи считают, что огромное религиозное или социальное значение имело само создание и перемещение шаров, и это было гораздо важнее для древних умельцев, чем окончательное местоположение каменных объектов.

Хотя их местоположение и то, как шары группировались между собой, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Ведь значительная их часть располагалась некими группами. Довольно большое количество каменных шаров образовывало прямые или извилистые линии, геометрические фигуры - треугольники и параллелограммы. В одном месте Сэмюелем Лотропом была обнаружена группа из четырех шаров, которые, как было выяснено благодаря промерам, располагались четко по линии, ориентированной на магнитный север. Это привело одного из исследователей, Ивара Заппа, к предположению, что данная группа, возможно, была размещена людьми, умеющими пользоваться магнитными компасами и владеющими навыками астрономии, по крайней мере, знакомыми с астрономической ориентацией. Ивар Запп пошел еще дальше и предположил, что некоторые группы каменных шаров являлись навигационными устройствами, указывающими на остров Пасхи и Стоунхендж. Однако другие ученые с этим категорически не согласны, они утверждают, что гипотеза Ивара Заппа представляется им малообоснованной. Эта линия из четырех шаров имеет длину всего лишь несколько метров, и их явно недостаточно, чтобы избежать погрешности в составлении плана на таких длинных расстояниях. Кроме того, за исключением шаров, расположенных в Исла дель Касо, большинство каменных сфер находятся слишком далеко от моря, чтобы служить какими бы то ни было ориентирами для морской навигации.

Другая группа исследователей склоняется к "космической" теории. По их мнению, расположение некоторых групп каменных шаров напоминает определенные небесные созвездия. В соответствии с этим шары из Коста-Рики такие исследователи считают своеобразным "планетарием", "обсерваторией" или ориентирами для космических кораблей. Однако при всей привлекательности подобных версий для широкой публики следует отметить, что авторы подобных версий более полагались на свою фантазию, нежели на результаты полевых исследований. Ведь при желании любую группу каких-либо объектов можно привязать к тому или иному созвездию. Да и с космическими кораблями тоже неувязка - хоть шары и большие, но из космоса в качестве ориентиров нужны все-таки гораздо более крупные объекты. Впрочем, поклонников "космической" версии эти аргументы не останавливают. Они утверждают, что нельзя с современной логикой подходить к образу мышления древних. Да, современные люди знают, что каменные шары даже пяти метров в диаметре не являются ориентирами, но для древних людей, ожидавших прилета каких-нибудь "богов" на небесных колесницах, любой объект, превышающий по размерам их земные нужды, таким ориентиром несомненно является. Так что кто их знает, поклонников этой теории, может, они и правы...

Противники же этой версии не устают приводить все новые и новые аргументы, призванные в пух и прах разбить "космическую" версию. Они приводят тот факт, что многие из шаров, некоторые из которых расположены группами, были найдены на вершине искусственных насыпей или естественных возвышенностей. Это привело к предположению, что они, возможно, хранились внутри зданий, построенных на вершинах этих насыпей, а это затрудняло бы их использование для проведения астрономических наблюдений, и уж тем более такие шары не могли служить ориентирами.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что к настоящему времени многие группы шаров уже не являются четкими группами, шары поменяли свое расположение где на несколько сантиметров, а где и на много метров при их исследованиях и промерах, поэтому измерения, проведенные почти пятьдесят лет назад, не могут быть проверены на точность. Да и не только предыдущие археологические экспедиции так или иначе изменили расположения шаров - фактически все известные шары были перемещены от их первоначального местоположения в ходе сельскохозяйственных и других работ, что безвозвратно уничтожило информацию об их археологических контекстах и возможной конфигурации групп. Кроме этого, часть шаров была взорвана и разрушена другими способами местными искателями сокровищ, которые верили басням, что шары содержат золото. Находились даже люди, которые скатывали шары в овраги и ущелья или даже под воду на морском побережье (как в Исла дель Касо). Зачем они это делали, сейчас уже невозможно установить.

К сожалению, большинство обывателей не понимает, какую ценность для исследователей могут иметь эти находки, и ныне довольно значительная часть каменных шаров используется в качестве незатейливого украшения газонов. Откуда их привезли для этих газонов, установить сейчас не представляется возможным. Вполне вероятно, что по крайней мере какая-то часть этих "газонных" шаров когда-то составляла некие группы, призванные служить "планетарием" или еще чем-то подобным.

Необходимо сказать, что аналогичные шары, только не такого большого размера, были найдены в центре Исапа, расположенном у Тихоокеанского побережья на границе с Гватемалой. Исап, по оценкам историков, появился чуть позже цивилизации ольмеков. Там каменные шары небольшого размера были обнаружены рядом с маленькими каменными столбами, которые вполне могли служить для них постаментами или подставками.

Другая жгучая загадка каменных шаров - время их изготовления. Поскольку надежных методов датирования каменных изделий сейчас не существует, археологи вынуждены полагаться лишь на стратиграфические исследования. Согласно стратиграфическому методу возраст каменных объектов определяется по возрасту культурных останков, обнаруживаемых в тех же слоях, что и каменные объекты. Найденные в ходе раскопок, такие останки датируются современными археологами в диапазоне от 200 года до н.э. до 1500 года н.э. Но и даже столь широкий диапазон нельзя признать окончательным. Дело в том, что стратиграфический анализ всегда оставляет массу сомнений в датировке подобных артефактов. Допустим, через десять тысяч лет, когда наша цивилизация уступит место какой-нибудь другой, тамошние археологи найдут останки гранитного мавзолея дедушки Ленина, а рядом с ним - захоронения бояр века, скажем, пятнадцатого. Отсюда будет сделан неизбежный вывод, что мавзолей пресловутого "дедушки" был построен не в 20-х годах ХХ века, а на пять веков раньше. Вот вам и стратиграфия!

На стратиграфию нельзя полагаться еще и потому, что если сейчас шары перемещаются с места на место, то абсолютно нельзя исключать возможности подобного перемещения шаров и в то время, когда они создавались. Следовательно, шары вполне могут оказаться гораздо более древними. Есть гипотеза, что шарам этим не две тысячи лет как максимум, а сотни тысяч и даже миллионы лет. Поэтому абсолютно не исключена версия, высказываемая Джорджем Эриксоном и другими исследователями, что шары имеют возраст более двенадцати тысяч лет. При всем скептицизме археологов по отношению к подобной дате, она отнюдь не лишена оснований. В частности, Джон Хоупс упоминает шары в Исла дель Касо, которые находятся под водой у побережья. В случае, если данные шары не были туда перемещены уже в более позднее время, а находились там изначально, то поместить их туда могли лишь тогда, когда уровень моря был существенно ниже современного. А это и дает их возраст не менее десяти тысяч лет.

Еще одна загадка - способ транспортировки шаров или заготовок для них. Во многих случаях шары располагаются очень далеко от мест, где можно было брать для них камень. Шары находят в таких местах, где до ближайших каменоломен десятки километров, существенная часть из которых приходится на болота и густые заросли тропического леса.

Нельзя также закрывать глаза и на географию находок, о которой мы сказали в самом начале. Если бы все шары были найдены в какой-то одной местности или хотя бы на одном континенте, это можно было бы списать на какие-то местные обычаи. Но так как их находят практически на всем земном шаре, это заставляет задуматься как минимум о сходстве всех цивилизаций - вне зависимости от географии, национальных особенностей и т.п.

Самый первый отчет об исследовании шаров Коста-Рики археолог Дорис Стоун закончила словами: "Мы должны отнести совершенные сферы Коста-Рики к непостижимым мегалитическим загадкам". И в этом определении невозможно с ней не согласиться.

12.11.2011   за горизонтом