Астероид оказался "строительным мусором"

Из планетозималей, подобных Лютеции, когда-то образовалась и наша планета

29.10.2011   за рубежом

Астероид оказался "строительным мусором"

Данные космического аппарата "Розетта", который пролетал вблизи крупного астероида Лютеция, показали, что эта малая планета - один из сохранившихся до наших дней "строительных кирпичиков" Солнечной системы. Из планетозималей, подобных Лютеции, когда-то образовалась и наша планета, передает Газета.ру.

Как известно, астрономия - наука по своей природе наблюдательная. В отличие от физиков, астрономы зачастую не могут ставить прямых экспериментов: объекты, которые их интересуют, как минимум слишком далеки для этого. Однако сегодня, в эпоху космических полетов, размеры астрофизической лаборатории уже гораздо больше размеров Земли и достигают границ Солнечной системы. Непосредственное изучение автоматическими аппаратами планет, астероидов, комет и даже пыли приносит нам такие знания об образовании и эволюции планетных систем, которые нельзя получить из только лишь наземных наблюдений.

Поэтому ученые не перестают разрабатывать все новые космические миссии. Так, 2 марта 2004 года Европейским космическим агентством была запущена межпланетная автоматическая станция "Розетта". Свое название она получила в честь Розеттского камня, позволившего когда-то расшифровать египетскую письменность. Ученые надеются, что при помощи полученных от нее данных удастся существенно продвинуться в понимании процессов, имевших место во время формирования Солнечной системы.

В феврале 2007 года "Розетта" пролетела вблизи Марса и направилась к поясу астероидов. Сначала к астероиду №2867 Штеинс, с которым встретилась 5 сентября 2008 года. А затем - к №21 Лютеция, мимо которого она пролетела минувшим летом. За десять пролетных часов 10 июля 2011 года, в течение которых минимальное расстояние между станцией и Лютецией составило 3200 км, аппарат передал более четырехсот панорамных и спектральных снимков астероида.

Теперь результаты последующего анализа этих данных тремя группами ученых публикует журнал Science. Малая планета Лютеция, как видно из ее номера (21), была открыта одной из первых - еще в середине XIX века. Это довольно яркий объект и, кроме того, самый большой из астероидов, рядом с которыми пролетали космические аппараты. По измерениям "Розетты" его размеры составляют 120x100x75 км.

В ходе сближения группе под руководством Мартина Потцольда (Университет Кельна, Германия) удалось измерить массу Лютеции, отслеживая изменение скорости "Розетты" по регистрируемому от нее радиосигналу. Она оказалась в 600 раз меньше массы Цереры - самого большого тела пояса астероидов - и в три миллиона раз меньше массы Земли. Средняя плотность Лютеции, таким образом, составляет около 3,5 г/см3.

При легкости наблюдения Лютеции с Земли в силу ее яркости ее природа до сих пор оставалась неясной. Исходя из результатов фотометрических и спектральных наблюдений, ее относили то к металлическим астероидам, то к углистым или энстатитовым хондритам.

Теперь, после анализа спектрограмм, полученных с прибора VIRTIS (Visible, Infrared and Thermal Imaging Spectrograph), установленного на "Розетте", сотрудница итальянского Национального астрофизического института Анджолетта Корадини и ее коллеги пришли к выводу, что Лютеция имеет скорее хондритную структуру и, кроме того, покрыта реголитом - зернистым покровным слоем, достигающим нескольких сотен метров в толщину. Нынешняя публикация стала последней для Анджолетты Корадини: 5 сентября нынешнего года она умерла от рака.

В дополнение к этим исследованиям группа ученых под руководством Хогеля Сьеркса (Институт исследований Солнечной системы, Германия) провела анализ структуры поверхности Лютеции, видимой на снимках. Астероид оказался существенно кратерирован, причем один из кратеров, явно ударного происхождения, достигает размеров в 20 км. Для его образования Лютеции необходимо было пережить столкновение с телом размерами около 8 километров. Это весьма редкое событие, а значит, Лютеция - очень старый объект. Сьеркс и коллеги оценивают ее возраст, по крайней мере, в 3,5 миллиарда лет, что уже сравнимо с возрастом самой Солнечной системы.

В результате, сопоставив все полученные выводы - о плотности, о спектральных свойствах поверхности, об особенностях рельефа Лютеции, - ученые согласились, что по своему происхождению она не является обломками какого-то большего распавшегося тела. Скорее всего, Лютеция - один из наиболее древних "строительных кирпичиков" нашей планетной системы, сохранившийся до наших дней.

В теории формирования планетных систем такие объекты называют планетозималями и именно из них когда-то образовывались планеты типа Земли. Как говорят авторы исследований, Лютеция, таким образом, оказалась своего рода строительным мусором, который неизбежно возникает во время любой стройки и уж тем более во время такой грандиозной, как образование Солнечной системы.

На этом миссия "Розетты" не закончилась, и теперь она направляется к комете Чурюмова - Герасименко, встреча с которой состоится в 2014 году.

29.10.2011   за рубежом

другие статьи из рубрики за рубежом
"Сирийская ловушка"
Москва увязает в ней все глубже
1 октября 2016
Кто пытался расчленить Турцию?
В Анкаре звучат жесткие заявления
1 октября 2016
"Балтийское эхо" сбитого "Боинга"
Следует ли ожидать нового расширения НАТО?
"Саудовский скандал"
Его последствия для США могут оказаться весьма масштабными
В Турции ждут экстрадиции Гюлена
И проводят новые аресты его сторонников
"Святой" бизнес и "безбожные" налоги
Что так возмутило ереванский бомонд в предложении Гранта Баграмяна?
Pussy Riot по-сингапурски
17-летнего блоггера приговорили к шести неделям тюрьмы
Доклад опубликован. Споры продолжаются
Москва выдвигает новые версии гибели рейса МН-17
29 сентября 2016
Мир прощается с Шимоном Пересом
В Израиле ожидают прибытия многих мировых лидеров
29 сентября 2016
Ждать ли России новых санкций?
Возможными поводами эксперты считают ее политику в Сирии и расследование...